Постоянно действующий культурно-просветительский проект «ARTOTEKA»
В разные годы в рамках проекта были организованы выставочные площадки в Курганском государственном университете, Уральском федеральном университете, Московском университете культуры и искусства, Челябинском государственном университете, Тюменском государственном университете, Югорском государственном университете, Далматовском историческом музее, библиотеках, театрах, торговых и развлекательных центрах города Кургана.
ПРЕССА
"Артотека": от выставок – к антологии"
Не секрет, что в наши дни
традиционное искусство утратило статус безусловного мерила
ценностей. В обществе, нестабильном экономически и социально,
размыты многие критерии. Новые поколения ищут адекватную своему
сознанию среду общения в виртуальных мирах, все привычное,
перешедшее в разряд классики, для них – отживший век. Ситуация в
искусстве аналогична – современные художники ищут новый
собственный изобразительный язык, принципиально отличающийся от
традиционализма, в котором все возможное уже изобретено и
открыто. Среди них выделяются актуальные художники, чье
творчество, в силу нестандартности изобразительного языка,
особенно задевает зрителя. Актуальный художник способен создать
свою реальность из чего угодно – да хоть из обрезков цветной
пленки. Рядовым зрителем актуальное творчество зачастую
воспринимается как игра, шутка, подчас весьма ироничная. Не
следует только забывать, что игра – не всегда развлечение,
прежде всего, это самый доступный и понятный всем язык общения и
если задело за живое – значит, автор достиг цели. Тем более, что
темы для работы актуальные художники выбирают самые острые и
злободневные – от просто человеческих проблем социальной
разобщенности, ксенофобии и толерантности, до глобальных –
экологических катастроф и угрозы терроризма.
Ольга Коваль Информационное агентство "Культура" ( GiF.Ru) 18.04.2006 Газета "Арт-панорама". Декабрь 2006
Передвижники нашего времени.
Некогда, нет времени, не по пути - искусство лежит далеко за пределами наших обычных орбит движения, а за бешеным ритмом городской жизни поспевает лишь рекламный кич, вездесущий и неугомонный. Высокие идеалы и новые устремления художественной мысли становятся малодоступными простым смертным, ибо до музея попросту "не доходит ход". В сложившейся обстановке необходимы принципиально новые решения, одним из которых стала идея "Артотеки", идея выхода современного искусства в учебные заведения, учреждения культуры, предприятия - прямо к публике, живущей вдали от столиц и не приученной к абстракции, как форме существования искусства конца ХХ - начала ХХI века. Благодаря Гранту Президента России, "Артотека" уже вышла за пределы Кургана, с художниками, встречалась публика Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Ханты-Мансийска.
Впрочем, начнем по порядку. У истока любого большого дела находится человек или группа людей, объединенных общей идеей. Так, в данном случае, все началось с Вадима Осадчего и созданного под его началом Евразийского центра современного искусства. ЕЦСИ в течение нескольких лет стал местом проведения выставок, дней национальных культур, фестивалей творчества молодежи. Центр привлек внимание как почитателей традиционного изобразительного искусства, так и одаренной молодежи, тяготеющей к экспериментам и поискам. Благодаря возникновению центра, наш город с его молодыми творческими силами, стал одной из площадок Российского фестиваля "Культурные герои ХХI века". Он охватил множество городов и собрал на итоговую встречу в Москве самых заметных участников. Общение в столице с друзьями по духу - мастерами альтернативного творчества, Вадим вспоминает как один из важных моментов своей творческой биографии. Как выставочный центр, галерея приняла у себя картины и фотографии другого актуального проекта из Москвы - "Грани"- зимой этого года. Многие нетрадиционные акции центр осуществил в Кургане самостоятельно. Запомнились горожанам дни города 2000- 2001 г .г., когда актуальное искусство вышло на улицы и прохожие стали не только зрителями и критиками выставок, но и художниками.
Итак, "Артотека" проводит очередную акцию, на этот раз в стенах пяти уральских вузов. На суд зрителей (а молодежь - зритель весьма взыскательный, хотя и прогрессивный) представлены экспозиции четырех художников: Андрея Вахрушева, Сергея Мокроусова, Михаила Казанцева и самого Вадима Осадчего.
Я пытался спросить молодых людей, студентов университета, что они думают по поводу картин, коллажей "Артотеки", выставленных в КГУ. Многие говорили, что им нравится, некоторые в задумчивости отвечали, что не понимают такого искусства, но выставки в университете одобряют. Видел я и восторженные глаза - все же замечательно встретить то, что может удивлять, заставить задуматься. Пожелаем устроителям, и нам зрителям дальнейших творческих проектов Евразийского центра современного искусства.
Дмитрий Габитов "Передвижники нашего времени" Газета "Новый мир" 2006.
Шок - это по-нашему!
Что такое современное искусство? Многим кажется, что это просто... хулиганство! В лучшем случае — забавная игра. Молодые,•«не умеющие рисовать»- шалопаи кривляются, дурачатся, пытаются удивить публику непонятными, а то и шокирующими произведениями...
Почему же тогда во всех солидных художественных музеях открыты отделы новейших течений, а по всему миру проходят фестивали современного искусства, собирающие толпы участников и зрителей? Почему культурно-просветительский проект «Артотека», придуманный идеологом и пропагандистом современного искусства курганцем Вадимом ОСАДЧИМ, был удостоен губернаторской премии, а в 2005 году получил грант Президента РФ? - Я предпочитаю термин «актуальное искусство», — говорит Вадим Осадчий. — Ведь «современное» — это, по большому счету, все, что создается в настоящий момент. Актуальный же художник — тот, кто занят не продолжением или развитием какой бы то ни было художественной традиции, а живым экспериментом. Мы разрабатываем в своем творчестве темы, волнующие общество «здесь и сейчас», — угрозы терроризма, наркомании, техногенных катастроф... Актуальный художник разговаривает со зрителем напрямую. Да, наш язык — непривычный. Может вызвать раздражение, а у некоторых даже шок. Но именно благодаря этому нам и удается достучаться до человеческого сознания. Традиционный художественный язык уже давно не соответствует целям и задачам искусства. Когда-то задачей художника действительно было максимально точно изобразить на холсте то, что он видит вокруг. Но с появлением фотоаппарата такой подход себя изжил. Импрессионисты первыми догадались, что главное - не показать предмет, а передать чувства! Русский авангард начала века тоже был грандиозным прорывом в искусстве. Но потом у нас запретили все течения, кроме соцреализма. Это надолго заглушило эксперименты художников и отучило зрителя мыслить . Сейчас картины становятся для публики просто частью интерьера, как ковры, а для большинства художников — способом заработать. Я же против продажи картин. Искусство — это воплощение в образы нашего житейского и духовного опыта. Оно должно быть самоценно. Творчество — не ремесло. Здесь нужны четкая социальная позиция и способность оригинально и самостоятельно мыслить. Замечу, что большинство актуальных художников — профессионалы, отлично умеющие рисовать. Любое произведение модернистов создано по всем законам изобразительного искусства. Я мог бы работать и в традиционной манере. Когда был студентом — на спор легко скопировал Шишкина. Только смысла в этом не вижу.Актуальный художник в моем понимании — прежде всего борец. Борец не только за чистоту искусства, но и за социальную справедливость, за подрастающее поколение. Человек с активной жизненной позицией. Евразийский Центр современного искусства отличается от подобных центров в других городах России именно проектами социальной направленности. Когда мы только начали всерьез работать, организовывать выставки современного искусства — столкнулись с непониманием и равнодушием зрителя. Принято считать, что актуальное искусство обращено к подготовленному человеку, к узким кругам интеллектуалов. Во многом это так. Но подготовить и воспитать зрителя, способного воспринять новое, — это и есть наша задача. Мы решили формировать вкус зауральцев, учить ориентироваться в течениях мировой культуры. Начали с детей. Создали проект «Открытый музей», обращенный к школьникам города и области. Знакомили ребятишек с основными эстетическими принципами, жанрами и стилями в искусстве, с техниками и материалами. Занятия отнюдь не сводились к лекциям — школьники активно участвовали в творческом процессе, «влезали в шкуру художника». Это запоминается на всю жизнь. Проект «Артотека» нацелен уже на студентов вузов. Сейчас, благодаря Президенту, он осуществляется на всей территории Уральского федерального округа, от Магнитогорска до Салехарда. Искусство должно выйти из тесных музейных залов и галерей в реальную жизнь: в холлы университетов, школ, библиотек, банков, в залы магазинов и кафе, на заводы и фермы! Большинство наших проектов — просветительские или социальные. Сейчас мы участвуем в международном проекте Московского государственного центра современного искусства «9000 км». Наши художники готовят для проекта выставку «Люди за гранью нервного срыва», где жестко ставят вопрос: каково будущее наших детей, что мы оставим после себя, что передадим идущим за нами поколениям? Будущее — за актуальным искусством! Это самая новая форма отражения жизни. Мы используем самые разные практики: перформансы, акции, инсталляции, видео-арт... На создание произведений отныне не требуется больших материальных затрат. Кстати, наш Центр современного искусства — не коммерческая и не государственная организация. Здесь работают энтузиасты и альтруисты. Те, кому небезразлично будущее региона
Анна Володина.
"Шок - это по-нашему!" Газета «Зауралье». 9.02.2006
Ни кому ненужность или актуальность? Философия неофициального и невостребованного.
Современным по большому счёту можно назвать всё, что происходит, производится в настоящий момент. С этой точки зрения, пейзаж, изображающий дождливое утро и написанный, скажем, в июне 2000 года учеником художественной школы - вполне «современен». Ничего удивительного, что «современными художниками» стали объявлять себя все, кому не лень. А термин «актуальное искусство» позволяет избежать путаницы - в частности потому, что большинству традиционалистов приятно полагать, будто бы они производят «вечное» искусство на все, так сказать, времена. В их восприятии слово актуальный, несомненно, наделено негативным смыслом. Вот и славно.
Для среднестатистического россиянина актуальный художник - своего рода «иностранец», существо странное и непонятное, даже не нужное, хотя порой забавное. Очевидно, следует не выпендриваться и просто согласиться с существующим положением вещей, которое во многом утверждается на вернисажах. На них ходят отнюдь не для того, чтобы созерцать произведения искусства. На вернисажи ходят не «приобщаться», а тусоваться, не воспринимать, а говорить. Процедура вернисажа одна из важнейших составных частей системы современного искусства.
Идеей новизны в искусстве был одержим весь 20-й век. С наступлением эпохи модернизма художники перестали просто «мастерить» искусство; они, можно сказать, начали его «изобретать». Отсюда и ожидания соответствующие: новые изобретения, по идее, могут (и должны) появляться ежедневно. При этом вот ведь что забавно: всякое новое «изобретение» в искусстве как бы автоматически отправляло все предыдущие в архив, делало их достоянием истории, но уж никак не руководством к действию: дескать, что же ты, дружище, кубизмом занимаешься, когда поп-арт уже давно на дворе! Имено так всё и происходило до недавнего времени. Пока существовала советская власть с присущей ей бесцеремонной манерой вмешиваться решительно во все сферы человеческой деятельности, в том числе, разумеется, и в культуру, существовало и так называемое «неофициальное искусство». Проще всего смотреть на это дело следующим образом: всё, что было «низзя» с точки зрения партийных функционеров, всё, что невозможно было увидеть в музеях и выставочных залах - и есть неофициальное искусство.
В этих условиях фатальная, тотальная, поголовная, очевидная ненужность актуальных художников - популярная тема. «Я никому не нужен» - вот формула провинциальной невостребованности, провинциальный художник гордо произносит её наедине с собой.
Откуда вообще берутся в провинции актуальные художники?
Вопрос не то высокомерный, не то наивный, но задают его часто. И ведь действительно: откуда? Казалось бы, в провинции нет для этого ни повода, ни прагматической мотивации, ни, наконец, полноценной питательной среды (что информационной, что финансовой - бедность московских художников на фоне провинциальной нищеты кажется почти непозволительной роскошью).
Современное искусство в провинции похоже на лоскутное одеяло; оно фрагментарно, как обрывки диалога за стеной: отдельные фразы произносятся чётко и внятно, другие - почти неразборчиво, некоторых слов не слышно вовсе; что-то приходится расшифровывать, интерпретировать, или даже додумывать самостоятельно.
Ужас провинциальной художественной тусовки, сколь бы милые и симпатичные люди её ни составляли, в её малочисленности и постоянстве. Художественная тусовка в провинции - сообщество, основанное не на добровольных началах, а по нужде; неудивительно, что её участники порой чувствуют себя приговорёнными друг к другу, обреченными на совместное проживание жизни. Потому-то в провинциальной художественной среде то и дело вспыхивают склоки, пустяковые конфликты. В жизни провинциального художника всегда есть место подвигу; собственно говоря, вся его жизнь - сплошь подвиг, бессмысленный и беспощадный, как русский бунт. Потому что занятие актуальным искусством в провинции и есть «русский бунт». Столица для провинции - такое же «супер - эго», как Запад для России. Обыватель традиционно взбадривает себя вялотекущим протестом против сытых москвичей; а художник жив архаическим мифом о столице как «волшебном месте», или даже «волшебном источнике» - там клокочет мед интернационального художественного контекста. Столица (сей миф ржавыми гвоздями приколочен к подсознанию даже, самого вменяемого провинциального художника) - это место, где его «поймут» и «оценят», после чего дадут денег и оставят жить. Талантливый потому что. Умный и оригинальный, единственный и неповторимый. Они там, в Москве, ждали его все эти годы, сами не понимая, чего ждут, и вот...
С другой стороны совершенно не обязательно садиться на московский поезд и перемещать в пространстве свое тело. Вполне достаточно просто время от времени появляться в нужное время в нужном месте, благо, теперь это вопрос информированности, а не интуиции. И тогда можно перевернуть мир, потому что человек, который занимается актуальным искусством в российской провинции и твердо знает, что он никому на фиг не нужен, способен на всё.
«Артотека» против.
У нас, в Зауралье, миф о никомуненужности актуального искусства в провинции пытается победить Евразийский центр современного искусства. Центр существует в Кургане с 1999 года. Его первым проектом был «Открытый музей», суть которого в знаменитом лозунге - «Искусство принадлежит народу». А на сайте центра www.еасас.narod.ru этот лозунг превращается в немного хулиганский слоган - «Морковь - зайцам, современное искусство - людям».
Вторым проектом центра стала «Артотека». Два года назад проекту присуждён грант Президента РФ в области культуры и искусства, но деньги получены лишь недавно. Руководитель центра и куратор проекта Вадим Осадчий, устроив на прошлой неделе презентацию «Артотеки» в Художественном музее, так говорит о своих целях и задачах: - «Артотека» будет способствовать своеобразному «выходу» искусства из академических рамок музейных залов и коммерческих галерей в помещение университетских, общественных выставочных залов, в более реальное для молодежи жизненное пространство. Реализация данного проекта представит собой новый этап, способствующий расширению художественной аудитории Уральского округа и формированию вкуса у молодого зрителя. Принцип «круговых выставок» позволит как художникам показать свое искусство зрителям других городов, так и зрителям увидеть многообразие талантов, творящих на Урале. Лекции, сопровождающие выставки, познакомят молодого зрителя с новым языком современного искусства и помогут понять его.
Первоначально выставки пройдут в университетах Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Ханты-Мансийска. Затем в художественных музеях и галереях Салехарда, Сургута, Ханты-Мансийска, Магнитогорска, Нижнего Тагила, Златоуста, Тюмени, Кургана, Челябинска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Москвы.
Проект предполагает проведение научных экспедиций в города УРФО, включает в себя экспонирование шести выставок, вернисажи, творческие встречи, семинары. На заключительном этапе будет выпущена антология современного искусства Урала на печатных и цифровых носителях и подготовлена постоянная экспозиция для представления в государственных художественных музеях и галереях Уральского округа, России и зарубежных стран.
Валерий Портнягин. Газета "Новый мир". 22.12.2005
|
||